Открывается рожденный в Карпатах эко-фестиваль «Шешоры»
С 12 по 14 июля в селе Воробеевка Немировского района Винницкой области состоится фестиваль «Шешоры Подольские», который традиционно проводят на православный праздник Петра и Павла. |
Свое название международный праздник сохранил с тех времен, когда он проходил в одноименном карпатском селе, где был основан как эко-культурное действо.
Как сообщили UA-Reporter.com организаторы фестиваля, в программе примут участие музыканты из Украины, Грузии, России, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Великобритании, Швеции, Германии, Франции.
Кроме музыкальной программы запланированы разнообразные ремесленные школы и мастер-классы. Так, все желающие смогут собственноручно принять участие в изготовлении традиционных украинских игрушек (кукла-мотанка), вытынанок (вырезанные украшения из бумаги и других материалов). Пройдут мастер-классы по художественной росписи по стеклу, печворку и квилтингу (техника шитья из кусочков материи). Традиционно состоится ярмарка ремесел.
Кроме ого, в программе фестиваля – гуцульские, еврейские, восточные и другие народные танцы,
галерея под открытым небом, ночные перформансы, а также просмотр документальных лент, знакомство с разнообразными музыкальными инструментами и джем-сейшени в юрте, которая будет установлена на одной из фестивальных опушек.
Впервые на «Шешорах» будет организовано путешествие по духовному селу «Верхняя Букатинка», где есть дворы философии, стихий, перевоплощений, музыки, кукол и теней, а также пройдут и экологические экскурсии вдоль Южного Буга.
КАК ЭТО БЫЛО В КАРПАТСКИХ ШЕШОРАХ
Шешори – не очень большое и не очень маленькое село в Ивано-Франковской области. Этак километров 8 на 5, растянутое вдоль речки Пистеньки.
Село окружают карпатские горы несказанной красоты и пост-советская разруха несказанной фотогеничности; разложившиеся до скелета трупы каких-то предприятий уже не позволяют определить их происхождение и предназначение.
Программа фестиваля, помимо концертной части, включала в себя разнообразные «мастер-классы» и творение ленд-арт (lаnd-art) объектов.
Мастер-классы проводились днём. По сути, это были творческие мастерские - ознакомительные лекции с элементами импровизации. Каждый желающий мог познакомиться с культурой и танцами, скажем, греков приазовья, и даже разучить несколько простых па. Или познакомиться с работой настоящего кузнеца. Или связать себе из свежего сенца ляльку-мотанку. Желающих было множество.
Ленд-арт объекты создавались, соответственно, ленд-арт художниками в укромных уголках и появлялись в поле зрения порой совершенно неожиданно. Идёшь купаться, а на том берегу речки стоит здоровенный сверкающий куб – вот и ленд-арт. Или идёшь по горной дороге, видишь лесенку в грунте сделанную, и не успеваешь порадоваться удобству лесенки, как оказывается, что это тоже ленд-арт. Даже рентгеновские снимки грудной клетки человека, расставленные по берегу реки – это тоже ленд-арт, а не выловленное после крушения имущество курьера из тубдиспансера, чтобы вы не сомневались. Вообще ленд-артовцы хорошо маскировались, работы свои – не подписывали, а для желающих специально была сделана схема размещения их творений.
Музыкальная часть фестиваля условно делилась на Новую сцену (12 июля, дебютанты фестиваля), джазовую сцену (13 июля, этноджазовые коллективы из Молдовы, Болгарии и Украины) и Фолковую сцену (14 июля, народная, аутентичная музыка).
Разделение это примерно удалось, хотя подавляющее большинство участников фестиваля исполняли именно фолк-музыку в различных её вариантах. Джазовые команды: «Фолк-джаз формація», «Тригон» - действительно выступали во второй день, а «самые фолковые» - на третий.
Первый день оказался самым «неровным» – из-за разного уровня и направленности дебютантов фестиваля. Второй день был, пожалуй, самым насыщенным – этно-джаз, выступление театра «ДахаБраха», российские Yoki, восточные «танцы живота», фолк-мелодии со всего мира на украинский манер от «Бурдон» и гуцульские напевы в исполнении Orkiestra sw. Mikolaja и верхо-винских музыкантов.
Третий же день был полностью фолковой сценой, с Ивано-Франковской «Перкалабой» в качестве финального аккорда.
А начиналось всё с Новой сцены. Выступили донецкие группы Аґао, That Black, украинская команда «Сполохъ» с российской вокалисткой (говорят, из самой Сибири!), «Вій» с козацкими байками…
Очень необычно (относительно формата фестиваля) прозвучал донецкий электронный проект «That Black» - женский вокал и электроситар в сопровождении электроники. Их музыку с восточным оттенком можно, скорее, отнести к медитативной, чем к этнической. Кстати, название группы - «That Black», происходит от названия электронно-музыкального прибора, придуманного радиоэлектронщиком и лидером группы Владиславом Креймером.
Всеобщее признание (и победу на конкурсе зрительских симпатий) снискали «ХО!» – «Художник оркестра», участниками которого являются художники и архитекторы из Киевской Академии искусств. Их музыка - яркая, динамичная, с украинскими мотивами, но очень «индивидуальная». В числе прочего «ХО!» исполнили песню про «нежных сов» некоторое время «гуляющую» по интернету. Ребята, кстати, не претендуют на авторство и честно говорят, что это кавер-версия со слегка переработанными словами.
Zsuf были едва ли не самым «неформатным» коллективом первого дня, собрав больше всего негативных отзывов на своё выступление. Но…их диски лучше всего раскупались – вот такой вот парадокс.
Здорово выступил „Оркестр Янки Козир”, поразивший всех своими блестящими костюмами. Впрочем, выступление оказалось под стать: диапазон, драйв, умение держаться на сцене, - все на должном уровне.
“Гурт Йо”Гурт” – группа уже довольно известная, порадовали украинской и ирландской фолк-музыкой с флейтой и очень ярким исполнением. Ирландская музыка вообще очень заводная – а уж как её исполнял “Гурт Йо”Гурт”! Ребята откровенно «тащились» от своей музыки, драйв был внушительным даже по строгим Шешорским меркам. Масса народу, что пускается танцевать – это ли не показатель?
И, напоследок, французы “Red Cardell” - «группа уличных праздников», по их собственным словам, добили уставшую к трём часам ночи публику танцевальными ритмами – чисто роковыми композициями с вплетением кельтских мотивов. Со слов участников, они играют французский фолк, однако представленные вещи гораздо больше похожи на популярную танцевальную музыку, лёгкий рок с фолк-мотивами. Для «группы уличных праздников» - самое то.
В ближайшем шинке подавали пиво задешево и играл местный ансамбль. Ой-вэй, как он играл! Это были гуцулы со своими гуцульскими инструментами - они играли всё, но на свой манер и со своим колоритом. Переходя от стола к столу, как и положено “музикам у шинку”. Когда они заиграли мой любимый чардаш, я чуть не разрыдался и чудом, опять же, не отдал им на радостях всю имевшуюся в наличии наличность.
В это время Zsuf хрипел на сцене «Ива-а-а-а-ан! Ива-а-а-а-ан!» на разные лады (песня состояла только из этих слов) – ко мне это доносилось как череда рыков, хрипов и стонов (аппаратура была хороша). Я логично предположил, что на сцене учинили перформанс – поругание кого-то гаечным ключом, а теперь, судя по звукам, виноватый как раз пытается съесть оный ключ, дабы скрыть улики.
А когда вернулся, блестящая Янка Козир и ея оркестр уже заканчивали, следующим номером шли великолепные, тонкие и веселые «Гурт ЙоГурт», а потом и танцеватые французы с большим аппаратом для проигрывания минусовок – они только приехали из Киева, с аналогичного действа «Країна мрій», где стальная сцена и много праздных с пивом.
Следующий день – джазовый. Сразу ощущается разница между лёгким танцевальным фолком и ритмическими изысками джазовых исполнителей. Единственным, сильно выбившимся из тематики концерта, было выступление чешских девушек “Rachat-Lucum” с «танцем живота» под «минусовку». Нет, зрелище, конечно, веселое и симпатичное… Но «не попадает».
„Фолк-джаз формация” (Болгария) - настоящий джаз с вплетениями фолк-мотивов; „Тригон” (Молдова) - известная джазовая команда, одни из самых ярких участников фестиваля, отыграли отличную программу. Особо понравились публике «Полёт шмеля», а так же «Хэули-та» - очень необычная пьеса, исполняемая музыкантами вокально, используя в качестве перкуссии собственные грудные клетки.
Собственно джазовых исполнителей больше не было.
А были ещё россияне Yoki, играющие интересные лёгкие композиции на мотив русского фолка. Особо осчастливлены были те из зрителей, кому достались роскошные венки трёх симпатичных вокалисток Yoki – в одной из композиций девушки слаженно забросили венки «в народ».
И была Maraca. Выступление этой чешской группы можно по праву назвать хитом фестиваля. Динамический диапазон, тембр голоса и манера исполнения солистки ансамбля - Габриэлы Вермелио (Gabriela Vermelho) завораживают слушателей с первых секунд. Переплетение рока, португальского фолка, мастерство музыкантов, сумасшедший драйв – и всё это сопровождается демонстрируемым на бэкграунде видеорядом, в котором мелькают кадры предыдущего и начала текущего дня фестиваля. Габриэла, кстати, не только поет, но и солирует на скрипке или каком-то скрипкоподобном интрументе. Кажется, она – единственная из выступавших, кому на этом фестивале зрители поднесли цветы.
Ещё одним сильным впечатлением стало выступление киевского театра «ДахаБраха» (центр современного искусства «Дах») - бессловесное театральное действо с масками, факелами, украинскими напевами в сопровождении разнообразных ударных, и всё это – на мотив пьесы Шекспира «Ричард III». Описывать – бесполезно, нужно видеть и слышать.
Фолк-группа «Бурдон» экспериментирует с различными этно – направлениями, инструментами и традициями. Как говорят о себе сами музыканты: «Якшо ви почуєте шось шведське в нашій музиці, то це наша скрипка. Якшо шось мадярське - то фідл. Якшо шось давнє, то це наша нікельхарпа. Якшо шось етнічне балканське, то це наші тапан і бузукі. Якшо карпатське - це дримби і бубни… А як вже то все разом, то це фольк-бенд Бурдон».
Финалом вечера стало выступление польского «Оркестра святого Николая» вкупе с верховинскими музыкантами. «Оркестр святого Николая» в начале 90-х дал начало моде на исполнение украинского фольклора в Польше и по сегодняшний день остаётся культовым коллективом данного направления на польской эстраде. Этот оркестр занимается не только своими выступлениями, а и организовывает международный фестиваль народной музыки „ФОЛЬКОВІ МИКОЛАЙКИ” в Люблине. В составе оркестра - множество старинных инструментов, позволяющих точно воссоздать звучание «настоящей» этнической музыки. Это, пожалуй, было одно из самых «чисто фолковых» выступлений во всей программе фестиваля. Диски с записями выступавших в этот день команд разлетались, не успев даже появиться.
День последний, фолк
Концерт в кои-то веки начинается вовремя. Кроме многих украинских этно-исполнителей («Ансамбль Тафійчуків», „Очеретяний кіт”, „Бір тайфа”, „Буття”, «Ансамбль с. Збраньки»), выступили также болгарская группа «Тропанка», польская
«Habakuk» и „Сартанські самоцвіти” с музыкой и танцами греков приазовья. На творческой мастерской, посвящённой греческим танцам, естественно, зашла речь о «сиртаки». Тут-то и выяснилось, что «Сиртаки» - вовсе даже эллинский танец, приазовским грекам не свойственный, и обязанный своей популярностью сравнительно недавно снятому кино.
В этот же день выступала и популярная группа «Гайдамаки» - их музыка не столько этническая, сколько патриотическая, на фолк-мотивах. Впрочем, на геройские песни по этим самым мотивам спрос есть всегда.
Ну и венчало весь фестиваль выступление группы «Перкалаба» из Ивано-Франковска.
Выступление «Перкалабы» - это шоу, которое нужно обязательно видеть вживую. Записи не передают и половины того веселья, которое происходит на сцене. Выступление началось с выхода на сцену в трусах и крыльях (да-да, самых настоящих белых крыльях) и песни про «кафельный памятник». На заднем плане конвульсивно дёргали конечностями три нарисованных борца сумо. Духовые трубят, солист выкладывается по полной, публика в экстатическом восторге. Группа честно отыграла все хиты, однако отпускать их всё равно не хотели. Ну, и получили-таки пару бонус-треков, как без этого.
Резюме
Фолк-музыка потихоньку набирает обороты, и пока не выродилась в «попсу». Да и вряд ли выродится, покуда у этой музыки будет квалифицированный потребитель. Ведь фолк – это целое действо, а не только ритм, мелодия или экзотические инструменты. Музыка, которая, вероятно, никогда не была предназначена для прослушивания в записи.
Атмосфера Шешор куда лучше располагает к восприятию такой музыки (и культуры), чем удобные кресла концертных залов или сцены посреди городских площадей. Как-то так складывается, что классику лучше слушать в камерной обстановке. Для рок-концертов хороши нынче стали стадионы. Попсу и караоке хорошо крутить на площадях, при большом стечении народу.
Источник: UA-Reporter.com
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.